Возвышенность у Гнездо-озера
В 1926 году в селе Позтыкерос проживало 779 жителей (355 мужчин, 424 женщин). В 1930 году в селе имелись: фельдшерско-акушерский пункт, школа, изба-читальня, сельхозартель, потребительское общество, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участок милиции. В 1977 году название села Позтыкерос официально изменили на Позтыкерес.
В Позтыкересе проживали: 364 жителя (1970 год); 332 жителя (1979); 245 жителей, из них 128 мужчин, 117 женщин, по национальности коми (1989); 262 человека (1992), 253 человека (1995); 235 человек: из них 117 мужчин, 118 женщин (2002). (Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми).
Сегодня общая численность населения сельского поселения «Позтыкерес» (с. Позтыкерес, д. Баяркерес, п. Собино) составляет 441 человек, из них в Позтыкересе — 231, Баяркересе — 21, Собино — 189. Предприятия и организации в центре сельской администрации, Позтыкересе: администрация сельского поселения, библиотека-клуб, детский сад, ФАП, почта, магазин, пилорама. Памятные места: церковь во имя Святой Живоначальной Троицы; обелиск павшим воинам в годы Великой Отечественной войны; памятный крест «Позтыкеросское захоронение заключенных 1931-1956 гг.».
Именитые люди — выходцы сельского поселения: Иван Михайлович Вавилин, коми советский поэт (родился в д. Баяркерес); Иван Васильевич Изъюров, коми советский писатель (родился в с. Позтыкерес).
Церковь — символ веры и святости
В 1864 году была построена деревянная церковь с двумя престолами: во имя Живоначальной Троицы (освящён 22 июня 1868 г.) и во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских (освящён 14 января 1867 г.). Эта церковь сгорела 9 января 1884 года от неосторожного топления печки. В том же году была построена временная деревянная церковь, которая впоследствии, с согласия прихожан, епархиальным начальством была передана для устройства часовни в д. Боярскую. Временная церковь освящена 29 марта 1884 года.
30 августа 1889 года была заложена каменная церковь и в том же году в черне построена. Церковь о пяти главах, двухэтажная, в одной связи с колокольней. 17 декабря 1892 года был освящён престол в нижнем этаже во имя святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В верхнем этаже 29 июня 1898 года освящён престол во имя Живоначальной Троицы.
В 1878-1882 годах храм был приписан к Корткеросской церкви за невыполнение прихожанами условий, касающихся обеспечения причта. (НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 426-427. ВЕВ. — 1867, № 8, с. 121; 1868, № 17-18, с. 406; 1884, № 4, с. 42; 1884, № 9, с. 110).
По словам специалистов администрации сельского поселения, специальная комиссия, осмотрев всё строение церкви, обнаружило большие трещины в фундаменте. Восстановлению, реставрации оно не подлежит. Строение в аварийном состоянии.
С фасадной стороны церковь кажется еще довольно крепкой. С годами краска со стен облупилась, местами отпала. Центральный купол сильно обветшал, остался лишь каркас. Но стоит храм величаво по среди села, как живой памятник далеких лет, который намолен многими прихожанами-христианами, приходившими в это святое место с покаянием и болью, радостью и благодарением. Она и поныне остается символом веры и святости.
От избы-читальни до библиотеки-клуба
В конце 20-х годов прошлого столетия в селе Позтыкерос была открыта изба-читальня (комната при сельском совете). Первый «избач» — Степан Селиверстович Изъюров. По словам Степана Селиверстовича: «… книг в избе-читальне было мало — один комод. Газеты и журналы жители села не выписывали. По вечерам собирались в избе-читальне, и кто-либо из грамотных читал газеты и журналы вслух». Получали периодические издания: «Крестьянская газета», «Ордым», «Зырянская газета», «Правда».
В декабре 1991 года окончено строительство нового клуба в Позтыкересе. На втором этаже выделена комната для библиотеки.
С апреля 2003 года библиотека реорганизована в «библиотеку-клуб». В штат введены должности культорганизатора, электрика. Кроме библиотечного обслуживания библиотека-клуб предоставляет услуги и по организации досуга населения. Проводятся дискотеки, концерты, тематические вечера, различные игровые программы, театрализованные представления. В настоящее время при библиотеке-клубе работают кружки: «Театр книги», вокальная группа для взрослых «Эзысь ёль»; экоклуб «Муравейник». Проводятся литературные вечера, посвященные творчеству писателей-земляков Ивана Изъюрова и Ивана Вавилина.
Тридцать лет (с 1980 года) в библиотеке работала Татьяна Валерьяновна Худяева.
С ноября 2010 года библиотекой-клубом руководит Нина Анатольевна Гилева.
Детский сад будет хорош!
Этому старому, но крепкому дому больше ста лет. Ранее, еще в прошлые века, там размещалась земская управа, затем сельсовет, детский сад, пункт милиции... А теперь снова — детский сад.
Здесь нынче ведутся ремонтные работы: сняли обшивку, поменяли нижние венцы, залили фундамент. Предстоит замена окон, кровли. Обновленное здание будет соответствовать новым требованиям-стандартам. К Новому году местные мальчишки и девчонки перешагнут порог любимого детсада.
С прошлой осени детский сад временно расположился в одной из комнат библиотеки. С начала этого месяца его закрыли: проводится замена тепловых регистров.
В разговоре с родителями дошколят каждый отметил, что детский сад в селе востребован, все с нетерпением ждут его открытия.
Старожил села
Зарему Феодосиевну Торлопову — труженицу тыла, педагога с 33-летним стажем — односельчане уважительно называют «настоящей ходячей энциклопедией». Она — коренной житель Позтыкереса: здесь родилась, училась, трудилась и живет поныне. На вопросы по любой теме может ответить Зарема Феодосиевна. Хорошо знает историю своей малой Родины, о её жителях.
- Раньше жителей в селе было много, — говорит старожил села. — Дома на домах. А теперь молодежь едет в города, село пустеет. Раньше жили трудно, в голоде и нищете. А сейчас — живи да радуйся!
Оксана ГУДЫРЕВА.
Из энциклопедии
уральских мифологий.
Мифология Коми
Гулень был родом из села Позтыкерос на р. Локчим (приток Вычегды), рано лишился родителей, других родственников не имел. Из близких людей в селе у него была только крестная. Гулень имел могучее телосложение, жил в лесу, где на высокой ели сделал себе гнездо для ночлега. В село он приходил только для кражи скота и для того, чтобы навестить крестную. Решив наказать злостного скотокрада, его бывшие односельчане подкараулили Гуленя у крестной, навалились на него толпой, с трудом скрутили, связали веревкой и бросили в реку, но Гулень не тонул. Тогда к нему привязали мельничные жернова, но и с ними Гулень оставался на плаву. Только после того, как по просьбе измученного Гуленя, ему развязали шнурки-завязки на обуви, он утонул. После этого все участники казни сварили кашу, и каждый из них съел по ложке, чтобы разделить вину поровну.
Образ Гуленя (и сам сюжет в целом) очень близок к герою другого предания верхневычегодских коми-зырян — Юрка. Помимо соционормативной предание имеет и топонимическую подоплеку, объясняя название села Позтыкерос «возвышенность у Гнездо-озера».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.