Меню
12+

Газета Корткеросского района - Кöрткерöс районса газет

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 13.03.2015 г.

По новым правилам рыболовства отнимаем чувство хозяина на своей земле

Автор: Михаил КОВАЛЕВ

Был самый морозный месяц года с самыми короткими декабрьскими днями. Мы с другом Колей решили в выходные съездить на рыбалку половить налимов на одну из красивейших рек Республики Коми — реку Локчим. У моего папы Бориса Александровича Ковалёва в селе Позтыкерос была построена дача, и мы решили в пятницу после работы выехать туда, а в субботу уже пораньше утром идти на речку рыбачить и ночевать в избушке, до которой нужно было пройти еще 5 км на лыжах. 

В ту пятницу был мороз -35 градусов по Цельсию, и когда мы приехали на дачу, то долго не могли протопить дом и согреться. Рано утром, когда нам нужно было уже вставать и собираться на речку, я понял что у меня жар, померяли температуру и оба расстроились... 39 градусов, идти было нельзя и рыбалка, на которою мы с другом возлагали столько надежды, стала казаться несбыточной мечтой. Мне стало неудобно перед другом, что из-за меня срывается такое мероприятие, ведь воображение рисовало здоровенных налимов, которые не пролезали в лунку, и приходилось разрубать прорубь, чтобы вытащить их на лед. Впрочем, как всегда у любого рыбака воображение рисует сказочные картины, а в результате улову радуется в семье только один кот. Немного порассуждав и взвесив все риски, я съел несколько таблеток аспирина, температура спала, и мы решили идти рыбачить.

Теперь у нас стояла главная задача — успеть прийти на место до темноты, поймать живцов и поставить октым. Октым — очень интересное изобретение коми-рыболовов для ловли рыбы зимой, заключается в том, что в пробуренную лунку вставляется ивовый кол или срубленный из любого другого дерева, но ива предпочтительней, так как этот кустарник очень быстро восстанавливается. Кол втыкается в дно, а от конца кола привязан небольшой поводок 60-70 см и на крючок насаживается живец обычно ёрш, излюбленная добыча налима. Кол за ночь хоть и промерзает, его легко обрубить пешнёй, в отличие от лески, которую очень легко перерезать, когда прорубаешь по новой промерзшую за ночь или за несколько ночей лунку. Припуск лески при ловле налима не требуется, так как в отличии от других хищников добычу он свою съедает на месте, как говорится «кует железо не отходя от кассы».

Шли по реке медленно, так как чувствовалась слабость в организме и ещё вдобавок лыжню приходилось «бить по целине». Пришли на место только к часу дня и решили распределить обязанности. Друг Николай стал ловить живцов, а я пошел готовить колья и бурить лунки для будущих донок октым. Когда шли, я сильно пропотел и работалось мне уже немного легче. Как назло рыба не клевала и друг кое-как поймал 8 небольших ёршиков. Николай был опытный рыбак, и если ему попалось восемь ершиков, значит это были самые голодные ершики на этом участке реки. Ничего не поделаешь восемь так восемь, тем более время уже до темноты оставалось в обрез, а фонариков у нас не было. Решили ставить колья поперек Локчима через равные расстояния, стараясь как-бы перегородить реку своими снастями, в надежде на то, что на какой-нибудь октым и наткнется налим. Когда поставили последний кол, уже совсем стемнело, до избушки нужно было идти с километр, но шлось легко скорей всего от сознания выполненной работы. Придя в избу, заготовили дров, приготовили ужин — макароны с тушенкой и заварили хорошего крепкого чаю. Всю ночь мой друг Коля, в переживании того, что я могу вообще свалиться и нам придётся жить в избе до моего выздоровления, топил избушку. В избе было жарко, как в бане, и на утро я проснулся как «огурчик», как-будто и не было совсем никакой болезни.

Утром ярко светило солнышко, было безветренно, в общем погодка, как и настроение, были превосходными. До реки от избушки по своей вчерашней лыжне добежали за 5 минут и подошли к первому колу. Кто будет первым проверять? Обоим хочется быть первым, и поэтому решили бросить жребий «камень, ножницы, бумага» и проверять колья по очереди, первый кол поднимать выпало другу. С большим волненьем в груди стали поднимать первый кол и «О, чудо!» Внизу что-то тяжелое дергает кол и никак не хочет пролазить в лунку. С быстротой и силой, достойной самого выдающегося спортсмена, я продалбливаю пешнёй целую прорубь и вдруг как по волшебству друг из проруби вытаскивает на лёд налима весом 3,8 кг. Не налим, а целая акула. От счастья нас начало потихоньку распирать. Следующая очередь проверять октым настала моя. Берусь за кол, начинаю поднимать и чувствую мощные толчки, к общей радости лунку разрубать не пришлось, хотя налим пролез с трудом и весил он без малого 2 кг. Третий кол поднимает Николай и опять налим весом в 2 кг. Мы заинтриговано подходим к четвертому колу и с большой робостью я берусь за кол, ну никак не хочется, чтоб удача закончилась на мне. Поднимаю кол и шепчу «есть» на лёд вытаскиваю налима на 1,5 кг, облегченно вздыхаю. Теперь очередь друга вытаскивать кол, вижу что он тоже нервничает и не хочет чтоб победная серия закончилась на нем. Друг даже бровью не повел, ничего не сказал, ни подал виду, только одним энергичным движением вытащил кол из лунки, а вместе с ним налима весом не меньше прежнего. По его широкой улыбке я понял, что это был от него сюрприз. На 6 и 7 колу попались налимы весом каждый по килограмму. Подошли к восьмому колу — последнему и моя очередь проверять. Настроение просто чудесное и нам стало интересно, будет ли на последнем колу налим или нет. Сели около кола попили чайку из термоса, торопиться не хотелось. Очень уж не хотелось упускать удачу из рук, а мне тем более не хотелось проигрывать негласный спор. Расчищаем лунку, берусь за кол и медленно поднимаю, но увы ничего не дергает, говорю об этом другу. Вдруг из лунки выскакивает налим весом в 100 грамм, нашему счастью не было предела, и мы хохотали от души от такой рыбацкой удачи, сработали все восемь кольев. Назад ехали легко, по своей лыжне ощущая на плечах приятную тяжесть в рюкзаке и чувствуя себя самым удачливым рыбаком в мире. Это было в девяностых годах уже прошлого столетия, снова так выехать больше не получилось, но надежда повторить такую рыбалку не утихает до сих пор.

Сегодня вероятность повторить такую рыбалку становится еще призрачней, так как по новым правилам рыболовства река Локчим попала полностью под запрет любительской рыбалки. С чей-то легкой руки помимо ловли сетями, запретили вообще все виды спортивного рыболовства: удочки, донки, спиннинги, нахлыст и много других спортивных способов рыбной ловли, которые основаны на использовании различных приманок. Объясняя это тем, что Локчим является семужно-нерестовой рекой. Считаю, что такими запретительными мерами, которые ставят всех рыбаков, порядочных людей, в один ряд с браконьерами, ничего не добьёшься. Так можно только разорвать правовой нигилизм. Правители думают, что они издали хороший закон, а народ делает вид, что этот хороший закон исполняет. Причем делать вид приходится не только рыбакам, но и рыбинспекторам. Не станет же рыбинспектор наказывать местного жителя, живущего на берегу реки за то, что тот не стал покупать норвежскую семгу в магазине, а по старой привычке решил наловить на уху окуней и сорог сам. Никому ведь в голову не приходит наложить запрет на ведение сельского хозяйства в тех регионах, где возможно выращивать коноплю или мак. Находясь с удочкой у реки, наблюдая как встает солнышко, слушать и с первыми лучами как со всех сторон начинают щебетать и петь птички, находясь с ночёвкой у костра на берегу реки и созерцая звезды, мы только тогда и задумываемся о своей земле, о её сбережении и у нас появляется желание оставаться здесь жить. Отнимая возможность у людей рыбачить, мы тем самым отрываем их от общения с природой, отнимаем чувство хозяина на своей земле, отнимаем желание строиться и жить на ней, а это самое важное для любой страны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

868