Нам не забыть суровых лет
Недавно вместе с журналистами республиканских СМИ и старшеклассниками сыктывкарских и выльгортских школ участвовал на встрече «Ленинград. Блокада. Подвиг» с ветераном-блокадником Ленинграда, заслуженным деятелем науки РФ, профессором, доктором химических наук, бывшим проректором Сыктывкарского университета, председателем Президиума Коми отделения «Всероссийское общество охраны природы» Борисом Яновичем Брач. Встреча проходила в отделе истории Национального музея Коми.
Отмечу, что в течении последних 20 лет мы с
Б.Я. Брач участвовали на многих международных, всероссийских, республиканских экологических форумах (съездах, конференциях по охране природы).
Город-герой Ленинград — это особая страница в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Фашистам не удалось взять город штурмом. Они 8 сентября 1941 года замкнули город кольцом блокады. Зимой 1942-1943 годов по льду Ладожского озера была проложена «дорога жизни», по которой под бомбежки удавалось держать тонкую нить с тылом…
Со слезами на глазах, на более чем часовой встрече, стоя перед аудиторией, 84-летний ветеран Борис Брач рассказывал нам об ужасах выживания, особенно первую зиму, когда он со своей семьей остался в городе и пережил все тяготы голода, холода, болезней… Получая в сутки 125 граммов блокадного хлеба, они постоянно слушали новости с фронта по радио и ждали освобождения. Запомнились стихи и поэмы Ольги Федоровны Берггольц, которая всю блокаду была в городе и постоянно выступала по радио, вселяя уверенность в победу советского народа над фашистами.
872 дня блокады… Страшные бои на Невском пятачке, Пулковских рубежах и так далее. Сегодня никто не может сказать точно о погибших в блокаде от голода и холода, во время освобождения города от немецких, финских, итальянских армий. Это 470-630 тысяч человек. На Пискаревском мемориальном кладбище в братской могиле захоронены около 500 тысяч человек. Слова «Никто не забыт, и ничто не забыто» принадлежат Ольге Берггольц, как ее потом назвали «ленинградской мадонной». Те, кто знаком с ее творчеством, и сегодня не могут без слез читать блокадные строки автора.
Мне 30 лет назад, во время учебы в Ленинградской ордена Октябрьской революции высшей партийной школе, удалось побывать во многих местах, связанных с историей города Ленина. Это и холодная ночевка в палатке на льду Ладоги — «дороге жизни», на Невском пятачке, Пулковских высотках, посещение Пискаревского и Волковского кладбищ… Прочувствовал всю драму блокадных дней. На Пискаревском кладбище, в музее хранится дневник 11-летней девочки блокадного города Тани Савичевой и последняя запись: «умерли все — осталась одна Таня». В этих словах весь ужас и трагедия людей, переживших блокаду города…
После встречи, за чашкой чая с работниками музея, Борис Янович тяжело вздохнул и сказал: «Сегодня есть такая категория людей «дети войны», которые живут тяжело. А ведь именно они создали могущество страны, их отцы защитили и многие погибли на фронте, а государство с полна не оценило их труд. В Российской Федерации нет закона о детях войны, которые на старости лет могли бы получить дополнительные льготы, бесплатные лекарства, нормальное жилье».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.