Меню
16+

Газета Корткеросского района - Кöрткерöс районса газет

26.03.2019 08:49 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 22.03.2019 г.

Магия театра

Автор: Елена ЧЕКУСОВА.

Почтеннейшая публика! Любезные собратья!

Как говорил Леметр, а следом Жан-Поль Сартр:

Какое исключительно полезное занятие -

Ходить на представление в театр! (Ю. Ким)

Начало театра, его колыбель — святилища и храмы. И потому высшее служение театра навсегда предназначено возвышению Духа. Рождение души, ее становление, преображение, ее пути к свету и поиски истины, счастья — вечные темы искусства. Каким бы не было представление, обличительное, назидательное, познавательное, увеселительное, да любое, от самого, кажется, наивного до самого мудреного в конечном итоге — это всегда о душе и для нее, о ее истории, о ее намерениях, о ее желаниях, о ее свете.

О, вечные вопросы,

Которым счету нет!

О тщетные попытки

Найти на них ответ!

О тайны роковые,

Которым нет конца!

О, вечная работа

Актера и певца! (Ю. Ким)

В 1991 году после окончания учебного заведения Людмила Александровна Казакова (на фото) начинает свою профессиональную деятельность в должности методиста в Корткеросском отделе культуры, затем культорганизатором и, наконец, с осени 1999 года — режиссером молодежного театра, который называется «Браво», а еще появилось два спутника «Театральные ладушки» и «Табуреточка». Первым спектаклем молодежного театра, вышедшим в постановке Людмилы Александровны на Корткеросской сцене, стал спектакль по пьесе Геннадия Мамлина «Алмазное горе». Его успех подтвердил право на существование театра. Творческий коллектив состоялся. Многие начинали лицедействовать еще в составе КВН-овской команды «Шпана» с 1997 года, тоже под руководством Казаковой.

Общество не может существовать без функции воспитания. Дети осваивают социальные роли, взрослые передают им знания и формируют навыки, основываясь на опыте предыдущих поколений. Взрослые создают все новые технологии формирования личности, целенаправленно меняют сознание в зависимости от вектора развития самого общества. А молодежь всегда была очень чувствительным барометром общественных настроений. И здесь театр, безусловно, — на передовой.

И вот уже руководитель театра не только режиссер, но и воспитатель, и психолог и друг. Формирование творческого коллектива наряду с созданием репертуара наипервейшая задача руководителя. Не всегда в коллективе, даже творческом, и тем паче в детском или молодежном, сразу складываются доверительные или даже дружеские отношения, особенно если молодые люди уже обременены патологией внутренней морали. А без этого сложно бывает помочь раскрыться потенциалу юного артиста.

Репертуар тоже дело, по-видимому, непростое. Есть внутренняя потребность режиссера, есть возможности коллектива, есть потребности общества, его готовность воспринимать предлагаемый материал и, наконец, политическая направленность государства, цензура. Сколько бы нас не уверяли в том, что господствует свобода слова, мы знаем, что существует множество способов, ограничить эту свободу на всех этажах административной власти, и иногда нужно иметь немалое мужество, чтобы открыться публике.

И наконец, артисты готовы, репертуар утвержден, начинается работа. Распределить роли, значит разглядеть в каждом и использовать его привычки, странности, смешные стороны, его темперамент, эмоциональную реактивность, открытость миру, физические данные, доминирующие свойства, чтобы он смог как можно точнее передать суть доверенного сценического персонажа, чтобы актер сумел ощутить внутренний отклик на настроение и характер роли. Затем анализ текста. Заучивание. И репетиции, репетиции, репетиции… В зайке нужно, чтобы оставалось что-то заячье, даже если это бесстрашный заяц, и Бальзаминов должен оставаться инфантильным, и Буратино неизменно обаятельным и любознательным. А еще нужно помнить, что спектакль это труд коллективный. И здесь каждый отвечает не только за свою игру. Он внимателен ко всему, что происходит на сцене. И потому режиссер не устает повторять: «Слушайте друг друга».

А если Людмила Александровна замечает, что коллектив устал от репетиций или просто не готов к воспроизводству пьесы, то сейчас же перестраивает занятия и начинает, например, с игры. В слова или на координацию движений. Мне доводилось наблюдать эти занятия. Не каждому воспитателю или преподавателю удается удерживать активный интерес и внимание своих воспитанников в течение часа и более так, как делает это Казакова. Некоторые из тех, что я подглядела у нее, сама брала на вооружение, играя с внуком к обоюдному нашему удовольствию. Одна из моих любимых: Дом, в котором живет Джек.

Погружаясь в роль, юный актер осваивает и род деятельности своего героя, понимает ход его мыслей, через боль и переживания своего персонажа воспитывается и воспитывает зрителя.

Кто-то жнет, а кто-то сеет,

Каждый делает свое.

Ну, а что артист умеет?

А артист умеет все!

Он бродяга и работник,

И страдалец и герой,

Он и храбрый, как разбойник,

И великий, как король! (Ю. Ким)

Есть озарение, нет ли, есть вдохновение, нет ли, ожидать не приходится. Оно придет, как награда после долгих стараний. Зритель словит эту энергетику, и будет благодарен служителям Психеи за напоминание о подлинном и главном.

Мы уверены в успехе

И надев свои доспехи,

Попадаем прямо в сердце,

Если есть у вас оно! (Ю. Ким)

В итоге, пришедшие в театр, многое здесь приобретают: формируются навыки общения; легче и быстрее они проходят период адаптации в социальных ячейках; появляется потребность анализа происходящего; преодолеваются комплексы или просто леность души; театр дает возможность «расширить диапазон мыслей и чувств» (Н. Анненков) и через все это достигается внутренняя согласованность личности. Трудно не согласиться с гением Ф. Шиллера «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу».

И потому не упускайте возможности, приходите в театр и приводите своих детей.

Уверяю вас, вы не будете разочарованы. Буквально в эти дни идет работа над новым произведением, нас ждет премьера. Правдивая сказка для взрослых — спектакль в двух действиях по пьесе Геннадия Сергеевича Соловского «Остров нашей любви и надежды». Трагикомедия. Все происходит в российской глубинке — Веселый разлив. Жителей немного. Судьбы сломаны. Но вот луч надежды. Главный герой, Сан Саныч… Нет, я не буду пересказывать захватывающий сюжет пьесы. Кстати, есть достаточны смелые монологи в тексте пьесы.

«Простые декорации, небольшое пространство сцены и зрительского зала не отвлекают от игры. Глядя на все это, смеешься и плачешь, возникает непонятное светлое чувство», — это сердце, укрытое стенами зрительского зала от сутолоки дня, напоминает вам о свойствах души: прощать, любить, верить, открывает вам, где оно счастье. Расти душа, не засыпай. И здесь хочется процитировать самого постановщика, Людмилу Александровну: «Счастье всегда рядом, только не забывай его кормить». Актеры, задействованные в этом спектакле, — в совершенной гармонии со своими сценическими персонажами. И здесь не ошибся режиссер. И о каждом из них можно написать отдельно.

Ирина Васильевна Худяева. Ее актерство началось еще в школьные годы с ТЮЗА, она училась в 4-ом классе, когда состоялась ее первая премьера. Напрасно считает обыватель, что лицедейство немудреная вещь, и профессией актера легко овладеть. Очень мудреная. Здесь и знание психологии, и риторика, и литература, умение не просто видеть текст, а именно читать, анализировать прочитанное и многое другое, а еще надо быть обязательным энтузиастом. Не сразу все пришло, но вот уже 30 лет ее актерскому стажу. Эта хрупкая, идеально сложенная, обаятельная, вечная девочка удивительно гармонична и в роли ребенка, Красной шапочки, и в роли взрослой женщины, Раисы в спектакле «Остров нашей любви и надежды». Человек творческий, она много лет посвятила театральной сцене и в качестве художника-оформителя.

Дарья Семёновна Попова тоже с самого раннего возраста на сцене, у сцены. Но началом своей актерской деятельности считает 2004 год, «Капустник» сыгранный в честь 20-летия театра. Сегодня Дарья Семёновна — психолог. Она осталась верна служению Психеи.

Илья Круглов дебютировал в роли Эхо в 2006 году. Наблюдала одну из репетиций ныне действующего спектакля. Меня покорил своим обаянием его сценический персонаж или он сам… В общем, покорил. Вызвал шквал эмоций. По жизни тоже творец, выбрал карьеру журналиста.

Юрий Одинцов. На сцене уже с 1997 года. Участник КВН-овской команды «Шпана». Немалый стаж, театр стал уже частью жизни.

Анастасия Александровна Гашимова хоть и дебютантка в спектакле, но на сцене не новичок, человек «широко известный в узких кругах», в особом представлении не нуждается. В 2017 году она официально вошла в десятку лучших ведущих Республики Коми.

Наталья Николаевна Иванова, организатор многих удачно проведенных мероприятий в районе, тоже будет дебютировать в премьерном спектакле.

И еще это дебют Николая Тугова.

Актеры — удивительное племя,

И если умирают, то на время,

Чтоб со слезами пота на лице,

Успеть еще покланяться в конце.

(Л. Филатов)

У тех, кто помладше тоже своя тема. Работа над пьесой М. Булгакова «Полоумный Журден».

А сколько спектаклей уже сыграно за эти годы… Мне очень полюбился детский спектакль не о детских правилах жизни «Сказка о Емеле-лодыре, царе Горохе, царевне Несмеяне и волшебном щучьем слове». Много, заслуживающего внимание, можно было бы еще вспомнить, но разве расскажешь о долгой дороге в искусстве в одной газетной публикации? Кроме спектаклей были и новогодние постановки и участия в концертах и прочее и прочее.

Не забыть бы, еще напомнить публике, что многие годы реквизит готовили сами участники спектаклей, в основном, конечно, Людмила Александровна и самые ярые фанаты театрального дела. Даже мне однажды случайно досталось, чем очень горжусь: плела лопаточки. Сегодня, безусловно, интересные театральные костюмы это во многом заслуга пошивочного цеха клубного объединения «Досуг» под руководством Галины Михайловны Шмидт. И здесь мне хочется перечислить имена всех, кто создает костюмы: Вера Михайловна Казакова, Нина Николаевна Нестерова, Надежда Геннадьевна Вишератина, Наталья Сергеевна Денисова.

Несмотря на свою загруженность, Людмила Александровна всегда очень внимательна к людям, доброжелательна, энергична. И если внимательность можно списать на чисто профессиональное качество. Режиссер, актер всю жизнь наблюдают, как люди переживают свои состоянию: плачут, сердятся, радуются. Сердечность ее качество личностное, открывающее путь к сердцам юных актеров, единомышленников, и не только.

Сегодня у муниципального дома культуры много конкурентов: телевидение, интернет, коммерческие, досуговые структуры. Приглушена потребность людей участвовать в совместном культурном отдыхе, а объединяет чаще всего, к сожалению, застолье, и к культурным ценностям мы относимся теперь весьма прагматично. Напрасно. «Театр — это праздник игры, одухотворенный, осмысленный, целенаправленный» (И. Смоктуновский).

И мы, обывательская публика, поздравляя служителей театральной сцены с их профессиональным праздником, выражаем им глубокую признательность и благодарность за их служение.

У всех проблемы! Всем сегодня плохо!

Такие государства и эпоха!

Но что же будет, если от тоски

Мы все начнем отбрасывать коньки?

Вставай артист! Ты не имеешь права

Скончаться, не дождавшись крика «Браво»! (Л. Филатов)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

31