Меню
12+

Газета Корткеросского района - Кöрткерöс районса газет

27.05.2019 13:22 Понедельник
Категории (2):
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20  от 17.05.2019 г.

Призвание и ремесло

Автор: Елена ЧЕКУСОВА.

Одна из основных задач театрального искусства — сделать представление зрелищным, привлекательным для зрителя. И здесь неизменными помощниками становятся те, кто оформляет пространство сцены и создает сценические костюмы.

Некоторое время муниципальное бюджетное учреждение «Корткеросский центр культуры и досуга» с. Корткерос пытались решить эту задачу, заказывая костюмы для участников представлений в комбинате бытового обслуживания. Дорого и медленно. Приобретение сценических костюмов, как и одежды для сцены, по-прежнему, оставалось проблемой.

Более десяти лет назад отдел культуры администрации Корткеросского района открыл свою костюмерно-пошивочную мастерскую. Приобретена первая промышленная швейная машинка. Специалистами во вновь созданной структурной единице стали Галина Михайловна Шмидт и Вера Михайловна Казакова. При активной поддержке Любови Васильевны Поповой работа закипела. Сказать, что заявок было много, значит, слукавить. Их было безмерно много. Обновить предстояло весь район. Начали закупать ткани, фурнитуру. И уже на этом этапе очень важны были знания и заинтересованность специалистов, чтобы траты на приобретенный товар, а закупали по 30-40 метров, не были излишними.

Ткани. Они такие разные. Мягкие, легкие, упругие… Начиная работать с тканью, точно надо знать, что любит и чего не выносит материал. Ткань начинается с переплетения. Самые древние — лен, шерсть. Потом появились – хлопок, шелк. Молодые, ацетатные, из полиамидных волокон (капрон, нейлон, кримплен), смесовые ткани известные как плащевка и другие. Для каждой свои условия содержания, характерные свойства, фактуру обогащают цветом, рисунком. Для раскроя важен рисунок, важно направление ворса. Работали вдохновенно, с энтузиазмом, много. Но рабочих рук не хватало. Костюмы для участников, коллективов Нившеры, Усть-Локчима, Корткероса к фестивалю «Дни культуры Корткеросского района»,

который проходил в здании столичного драмтеатра, к первому кузнечному фестивалю готовили в авральном режиме, с привлечением людей со стороны.

В штатном расписании появились новые вакансии, и в коллектив пришли талантливые опытные специалисты, Нина Николаевна Нестерова и Надежда Геннадьевна Вишератина. Приобретены еще две промышленные швейные машинки. В 2014 году в цеху появился костюмер. Обаятельный молодой специалист, Наталья Сергеевна Денисова.

Шьют многие, а шьют хорошо — только некоторые. Шитье требует одновременно горячего желания немедленно осуществить желаемое и терпение, чтобы сшить, не отступить перед утомительными занятиями по вычерчиванию выкройки, глажке, подрезанию, примерке, а, может, и новой переделке.

Любое изделие, созданное умением портного, проходит от замысла до воплощения в реальность три основных этапа: моделирование — разработка, конструирование — построение выкроек, и только потом шитье, включающие многие приемы и способы обработки изделия. Стежок, например. Стежок бывает сметным, копировальным, подшивочным, потайным, крестообразным, обметочным, накладным, двойным, запошивочным, обтачным. Это еще не все. У каждого свое служение. Используется только по назначению. И так во всем. Вот кажется простая операция глаженье. А сколько требует навыка и умения. Все усилия будут напрасны, если передняя часть изделия сомнется при глажении рукава, например. И здесь свои правила.

Цвет. Еще со школьных уроков рисования каждый знает, что цвета делятся на холодные и теплые. А вот, что холодные ткани — «худят», а «теплые» — «полнят», догадываются не все. Холодные отдаляются, теплые приближаются, воспринимаются как более выпуклые. Темные тона зрительно воспринимаются как более тяжелые, чем светлые. Ткани имеют разные пластические свойства: одни податливы, подвижны, другие – упругие. Для того, чтобы умело использовать все эти знания, надо иметь настоящее художественное чутье.

Но одних замыслов, художественного чутья и даже знаний мало. Высокое качество изделия требует портновских навыков, прилежания и терпения. Ткань упругая — нужна точная наладка швейной машины, чтобы строчка не стягивала их. Драпы, сукно, фланель требуют четкости швов, точности кроя… Швейное дело – это очень трудоемкое ремесло.

Украшали одежду всегда. Первобытные народы — цветами (лирическое), клыками (мужественность), перьями, (по-видимому, чтобы распознавать статус). По мере взросления народа, появлялись более изысканные украшения. Сыграть роль последнего живописного мазка может совершенно неожиданная деталь, без которой не одно произведение швейного искусства не бывает законченным. Потому у каждого художника-швеи есть множество мелочей, может быть вышедших из активного употребления. Воротнички, забавные пуговицы или кнопочки, шнурки, остатки цветных тканей, кожи, меха, цепочки, бусы и прочее, и прочее. Они будоражат фантазию, подсказывают неожиданные и очень продуктивные идеи. И здесь важен вкус, изобретательность, находчивость.

Театральная костюмерно-пошивочная мастерская — это особой сложности мастерская. Здесь сошьют и костюм снеговика, и кузнечика. Нужно иметь богатое воображение, чтобы понять, что именно нужно, как это сделать. Зайчики, белочки, богатыри, баба яга… всего не перечислить, что создано за эти годы. Сколько вложено фантазии, умения и усердия. Иной раз актер на сцене несколько минут, а костюм шьют несколько дней, пример, «чудь», «маски-идолы» на представлении кузнечного фестиваля 2018 года.

У каждого представления свои требования к костюму, все имеет значение, время, место, оттого и костюмы такие разные по стилю. А сколько их стилей… Милитари лук, псевдобедность, лабуркижуль, гэтсби… множество. Народные сказки — фольклорный стиль, о подвигах и героях чаще всего — милитари лук или сафари, бытовые сюжеты — может использоваться стиль кижуль. Составной частью костюма помимо верхней одежды являются маски, головные уборы, декоративная обувь. У каждого стиля свои требования. Всегда много ручной работы. Кисточки, помпончики, иной раз и кружево ручной работы, ручная вышивка – все делают в мастерской, воплощая творческие задумки. При этом используются не только новые ткани. Реставрируют уже послужившие костюмы. Сами порют, стирают, перелицовывают, перекраивают. Примером удачной реставрации могут служить костюмы самодеятельных коллективов Дома культуры п. Мордино, Центра досуга п. Намск, Дома культуры с. Пезмег, Дома культуры п. Приозёрный (для детского коллектива). Особого умения требуют столь популярные сегодня головные уборы-маски. Спасают воображение и опыт работы с тканями.

Сцена тоже ждет нарядов. Ее наряд: занавес, арлекин, кулисы, падуга, задник. У них тоже множество разновидностей, которые давно освоили в пошивочной мастерской. Одни только занавесы бывают подбирающие, раздвигающие, поднимающие, не говоря уже о других деталях. Учитывают все: размер сцены, освещение, положение зрительских мест для создания положительного эстетического восприятия сценической площадки.

Сегодня в костюмерно-пошивочной мастерской четыре промышленные швейные машинки, два оверлога, профессиональный утюг. Ткани и фурнитура приобретаются в столичных магазинах. Очень плотно сотрудничает пошивочный цех, в лице его заведующей, Галины Михайловны Шмидт, с Коми ремесленной палатой «Зарни Пас». Каждый год руководитель костюмерно-пошивочной мастерской отчитывается о том, что создано еще 600-700 новых изделий.

Стремление постоянно совершенствовать свое мастерство — потребность всех членов трудового коллектива. Проходили курсы «Пошив народного костюма», участвовали в республиканском семинаре-практикуме «Дизайн этнического и стилизованного сценического костюма, особенности технологии изготовления». Посещают многие другие мероприятия, посвященные моде и швейному искусству, например, проходивший 17 марта нынешнего года фестиваль национальной и сценической моды «Северный стиль» в концертном зале ГАУ РК «Дом дружбы народов РК» в форме гала-концерта.

Коллектив имеет множество грамот и благодарственных писем за инициативный, творческий подход, добросовестный труд. От библиотеки за помощь в проведении мероприятия «Поэзия родного края», от музыкальной школы за создание костюмов к мюзиклу «Муха-цокотуха», от МБУ «Корткеросский центр культуры и досуга» с. Корткерос — «Еджыд лым», от режиссёра Л.А. Казаковой за создание сценических костюмов к спектаклю-сказке «Рассказ о Емеле лодыре, царе Горохе, царевне Несмеяне и волшебном щучьем слове»…

Костюмы, сшитые Корткеросской районной школе искусств для детей, принимавших участие в конкурсной программе в курортном городе Сочи, принесли им удачу. Школа заняла первое место.

Энергия, трудолюбие и фантазия коллектива костюмерно-пошивочной мастерской неисчерпаемы. Наше восхищение результатом их швейного искусства неподдельно. Наряды, созданные их умелыми руками, делают представления зрелищными, концерты яркими, создавая на сцене атмосферу праздника; в спектаклях особые требования — костюм, сценическое пространство помогает актеру создавать образ, зрителю погрузиться в замысел авторов. К театру они имеют непосредственное отношение через созданные ими изделия. И потому в Год театра, поблагодарив их за усердный и вдохновенный труд, пожелаем им удачи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

117