Меню
12+

Газета Корткеросского района - Кöрткерöс районса газет

27.01.2023 16:35 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Учили для жизни

Коллектив школы, 70-е годы

В преддверии большого юбилея спешу поделиться с читателями газеты своими воспоминаниями о необыкновенной и интересной школьной жизни, свидетелем и непосредственным участником которой мне посчастливилось быть на протяжении 20 лет.

В Усть-Лэкчимской школе я работала с 1987 года, мы тогда переехали в поселок всей семьёй. Супруг был принят учителем технического труда, я — заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а по совместительству учителем химии и биологии.

Помню как однажды после окончательного переезда в воскресный день решили всей семьёй прогуляться по посёлку, познакомиться с его окрестностями. Впечатлило многое, особенно чистота и опрятность, хозяйская ухоженность улиц и дворов: всё тщательно очищено от снега, ровные тропинки и тротуары, ведущие к хозяйственным постройкам, полные поленницы аккуратно сложенных дров. Поселок тогда имел неплохую инфраструктуру: два продуктовых, промтоварный, хозяйственный магазины, общежитие, клуб, почта, общественная баня, КБО, детские сады, ФАП, контора сплаврейда, сельский совет. Очень понравилась рабочая столовая: светлая, ухоженная, чистая. Пахнет свежей выпечкой. За мармитом стоят приветливые симпатичные женщины: Нина Абжалиева и Нина Глок. Спрашивают с улыбкой на лице: «Что будете заказывать?» Мы любили ходить в столовую всей семьёй, прижилась такая традиция устраивать небольшие семейные обеды.

Быстро познакомилась с людьми, прямыми и открытыми, но в душе добродушными. Многие впоследствии стали добрыми друзьями и помощниками.

Школа большая и просторная, со своим устоявшимся укладом и традициями, творческий и дружный коллектив: более 250 обучающихся и около 30 сотрудников. Очень тепло встретили. Запомнилось доброе отношение к нам, коллеги помогали «влиться» в работу. Я тоже старалась, должность не позволяла расслабляться. Коллектив учителей разновозрастный: молодые педагоги и «стажисты», но каждый из них нашел свою нишу на педагогическом поприще, у каждого своя «изюминка» в работе. Каждый хотел поделиться своим опытом, познать что-то новое, обращались за советом, а параллельно и меня многому научили. Так и жили большой школьной семьёй, трудились, решали насущные проблемы, посещали уроки, проводили праздники, знакомились с родителями, радовались успехам наших учеников, огорчались их промахам, но всегда надеялись, что делаем все не зря.

Альбина Ильинична Букреева любила «путешествия» на своих уроках математики, применяла схемы и таблицы в решении задач, связывала их с жизнью. Сегодняшние опытные методисты легко уловили бы в её методике элементы функциональной грамотности. Практическую направленность несли и все уроки Зои Михайловны Кирилловой. Она основательно владела своим педагогическим ремеслом, вводила задания на формирование финансовой грамотности. Дети посещали поселковые магазины, знакомились с ценами, изучали ассортимент. Чем не современные новомодные технологии? Педагоги советской школы уже тогда усвоили и активно реализовывали на практике идею: «учимся для жизни». Правда, тогда это называлось несколько иначе — «практическая направленность» урока.

Нина Александровна Псарёва интересно и необычно проводила уроки внеклассного чтения. Яркий эмоциональный рассказ, хорошо поставленная речь, выбор поучительных произведений, и на уроке тепло и уютно. Психологический комфорт – одна из главных составляющих педагогического успеха.

Валентина Александровна Букарева тщательно готовила все свои уроки, использовала много наглядности. Интересно, но ей всегда доставались большие классы, часто «мальчишечьи», находила подход к каждому ученику, не боялась трудностей.

Дина Егоровна Изъюрова всегда приходила на работу в добром расположении духа, с улыбкой и хорошим настроением. Работала учителем коми языка и в группе продленного дня. Дети обожали этого учителя, доброго и с чувством юмора. Она была первой помощницей при выполнении домашнего задания, а после организатором интересного досуга. Множество подвижных игр проводила она для своих подопечных во время прогулки или в спортзале, часто все вместе занимались творчеством: лепили, рисовали, шили мягкие игрушки.

Нина Ивановна Коюшева работала учителем русского языка и литературы. Трудолюбивый и аккуратный учитель. Очень любила цветы, рекреации школы украшали крупные китайские розы, декоративная ива. Бывшие воспитанники вспоминают о ней как о добром наставнике, хорошем учителе, грамотном завуче. В школьном архиве хранились аккуратно подшитые отчеты учителей, ведомости успеваемости, множество методических материалов, по ним видно, каким требовательным к себе и ответственным к своей работе был человек.

Ангелина Вячеславовна Забоева сначала проводила уроки пения, а после окончания педагогического института стала языковедом. Хорошо помню её уроки музыки по системе Кобалевского. Помню творческие детские праздники, литературные гостиные, которые проходили в школе и клубе, организаторами выступали Ангелина Вячеславовна и Дина Егоровна. А сколько вложено труда в подготовку! Поиск пластинок, информации о жанрах музыки и биографии композиторов, различных сценариев мероприятий был достаточно сложным в то время. Это сегодня есть прекрасное подспорье любому педагогу – всемирная сеть Интернет, а тогда — это кропотливый труд, приобретение методических пособий, периодической печати, бесконечное конспектирование и чтение методической и научно-популярной литературы.

Яркая и харизматичная, но требовательная и исполнительная Нина Геннадьевна Костив. Великолепно владеет своим предметом, щепетильно относилась к подготовке уроков, внимательно выслушивала любой «разбор» своего урока, все рекомендации записывала в блокнот, за свои предметы «болела всей душой». Её кабинет с богатой коллекцией пособий, словарей, картин, портретов всегда работал на качество урока. Учитель классической педагогической советской закалки. Большое спасибо Нине Геннадьевне за то, что она учила двоих моих детей, вложила в них любовь к русскому языку и, самое главное, к чтению.

Доброжелательная и терпеливая Людмила Васильевна Абжалиева – учитель математики, геометрии и ИВТ. Уроки всегда четко распланированы, соблюдены все временные рамки и этапы, сказывается особый математический склад ума и стремление к сдержанности и порядку. В быту и личном неофициальном общении – скромная, добрая и отзывчивая женщина, мы часто беседовали о простых человеческих радостях. От неё веет мудростью и душевным теплом.

Валентина Васильевна Дегтярева, учитель с широчайшим кругозором, для которого почти нет неизвестных областей в истории, географии и литературе, интересный собеседник, интеллигентна и одновременно проста в общении, к ней можно подойти с любой проблемой: поговорит, подскажет и поможет. Уроки иностранного языка преподавала с душой, у детей всегда был сформирован интерес к сложному предмету, мотивация к его изучению, бесспорный мастер своего дела. В школу часто приходили благодарственные письма со средних специальных и высших учебных заведений за отличную подготовку выпускников. Две выпускницы успешно окончили факультеты иностранных языков, пошли по стопам своего учителя.

Роза Михайловна Турло, будучи учителем физкультуры, научила детей любить спорт. В её бытность в школе была команда лыжников, занимающих призовые места в ра­йоне. Позже она стала преподавать у девочек труд, учила шить, вязать, готовить, по крупицам создала многофункциональный по тем меркам кабинет труда, ученицы с удовольствием посещали уроки Розы Михайловны. Талантливый классный руководитель, она знала о своих детях все, посещала семьи, беседовала с родителями, проводила классные родительские собрания. Первый праздник «Встреча выпускников» в 1998 году в нашей школе был организован именно Розой Михайловной. Еще одна традиция – это совместные уроки с учителем технического труда Ю.Е. Киселевым. Выставки, изготовление сувениров для родителей, учеников и гостей школы, работа на уроках общественно-полезного труда, все это объединяло, выявляло способности и таланты учеников.

Юрий Ефимович Киселев по образованию инженер-механик, более 35 лет преподавал технический труд и машиноведения в школах района, закончил свою трудовую деятельность в п. Усть-Лэкчим. Около 120 его выпускников посвятили свою жизнь профессии механизатора.

Запомнились уроки Валентины Ивановны Кыневой. Талантливое творческое видение урока, умение искусно рисовать в любой технике, применение этнических мотивов. Все это помогало сделать урок насыщенным и увлекательным. Дети путешествовали в картинные галереи Рембранта, Дали, Малевича, знакомились с шедеврами мировой художественной культуры, оформляли стенды, выставки картин и рисунков. Валентина Ивановна – инициативный организатор красочных народных гуляний, веселых игр на Масленицу, чаепитий, классных вечеров и новогодних представлений. Все самые яркие впечатления от школы у детей связаны именно с этими праздниками. Педагог, как сейчас говорят, креативный, с божьей искрой. Очень жаль, что так рано ушла из жизни.

Вера Ивановна Ситкарева, учитель биологии и химии, с 1973 по 1985 гг. работала директором школы. Я бывала на её уроках, слушала выступления на методических семинарах. Она охотно делилась опытом работы. Статная, подтянутая и энергичная, строгая и требовательная. Любила свой предмет, находила интересные факты о биографии химиков, сама изготавливала наглядные пособия: модели атомов, молекул, различные схемы – всё было заботливо собрано в лаборантской. Я сама их ещё применяла в работе, трудно тогда было с наглядностью, ни заказать, ни купить.

Интересно, но биологи в школе после Веры Ивановны долго не задерживались. Работала Т.Г. Киселева, В.В. Старкова, М.М. Карпова, Ю.А. Василишин. Начинали, увлекались, но по семейным обстоятельствам уезжали из поселка. Некоторое время биологию (анатомию) вела Екатерина Ивановна Ширяева, сама учитель физкультуры, но анатомию человека знала отлично еще с института. Талантливый, мягкий, добрый и чуткий учитель, у неё всё получалось в профессии.

Позже биологию вёл математик и завуч Зинаида Ивановна Шаймарданова. Уроки чёткие, структурированные, предмет любила и хорошо знала со школьной скамьи.

Павел Андреевич Попов приехал в школу после окончания Коми государственного педагогического института, работал учителем биологии и географии. Интересный и эмоциональный, лёгкий на подъем, с чувством юмора, дети были влюблены в него. Поражал своим широким кругозором, что стало отличным подспорьем в его педагогической работе, на уроках рассказывал множество интересных фактов. Участник ра­йонного конкурса «Учитель года», был одним из факелоносцев олимпийского огня в 2013 году.

Сегодня биологию и географию преподает выпускник Приозёрной средней школы – Александр Владимирович Лобанов. Человек, увлеченный и влюбленный в свой предмет и призвание. Активный и талантливый, принимает участие в различных районных, республиканских, федеральных и международных конкурсах, руководит школьным лесничеством, возит детей на экскурсии, экологические конференции, ходит в походы и даже занимается научно-исследовательской работой. Скромный, сдержанный парень с добрыми глазами, только и хочется пожелать успехов в дальнейших педагогических изысканиях. Человек абсолютно на своём месте и в своей стезе.

Татьяна Михайловна Колданова – математик, влюбленный в свои формулы и чертежи, которые простому обывателю покажутся величайшим лабиринтом, неизведанным и туманным, а она легко и просто давала свои уроки, понятно и доступно объясняла любой сложный материал. Простая и улыбчивая с пытливым мудрым взглядом, любила детей и дети отвечали ей взаимностью. Помню, когда она была в послеродовом отпуске, продолжила вести уроки в выпускных классах, учителей катастрофически не хватало. Малыш в коляске у школы, кто из учителей свободен – заступал на смену и нянчился. За этим строго следил классный руководитель будущих выпускников Роза Михайловна Турло. Настоящие энтузиасты!

Ядвига ЗЕЛИНСКАЯ.

Продолжение в следующем номере.

Коллектив школы, 1988 г.

«А из нашего окна». Фотография школы

1969-70 учебный год.

Учащиеся школы, в центре Панюкова Е.Ф., начало 1980-х гг.

Ученики пятого класса, 1961 год.

Ученики 9 класса, 1991 г.

Школьный профком, 1986 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

207