Меню
12+

Газета Корткеросского района - Кöрткерöс районса газет

10.03.2023 09:52 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вячеслав РАСОВ: «Я посоветовал бы не бояться трудностей и перемен…»

Ни для кого не секрет, что на селе не хватает специалистов. Три года назад в России заработала федеральная программа «Земский учитель», которая позволяет решить проблему с кадрами, привлечь в небольшие сельские школы не только молодых учителей, но и опытных педагогов. В рамках программы учителям выплачивается миллион рублей, но при условии, что они отработают в сельской школе пять лет.

За три года по программе «Земский учитель» в наш район переехали три специалиста, поменяв место жительства и работы. Один из них – учитель русского языка и литературы Вячеслав Алексеевич Расов. В 2020 году он прошел конкурсный отбор и уже три года работает в Богородской средней общеобразовательной школе. Педагогический стаж у него солидный: 16 лет. Мы встретились с «земским учителем» и побеседовали о его работе, как его приняли в новом коллективе, столкнулся ли с трудностями на новом месте и т.д.

- Вячеслав Алексеевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе. И что повлияло на выбор такой трудной, но интересной профессии?

- Я родился в селе Руч Усть-Куломского района. У нас в селе была основная школа, и обучали только до 9 класса (сейчас школа до 11 класса), поэтому среднее образование получил в посёлке Деревянск. В выборе моей профессии большую роль сыграла учитель русского языка и литературы Марья Ильинична Попова. К сожалению, ее уже нет среди нас. Она всегда очень интересно вела уроки, и именно она привила мне любовь к русскому языку. Марья Ильинична и посоветовала мне стать филологом. «Вячеслав, ты хорошо пишешь сочинения, умеешь хорошо рассуждать, хорошо, если бы ты поступил на филологический факультет», — сказала она. Я посоветовался с родителями, и они поддержали мое решение. Так по наставлению любимого учителя поступил учиться в Коми государственный институт на филолога, а в 2007 году успешно его окончил.

- Где начинали педагогичес­кую деятельность?

- После получения диплома я долго не мог определиться, куда идти работать. В Министерстве образования и молодежной политики Республики Коми узнавал о вакансиях, и выбор был большой. Вначале хотел остаться в городе, но в то время в селе Усть-Нем Усть-Куломского района срочно требовался педагог. Я поехал в родной район, где 13 лет проработал учителем русского языка и литературы.

- Как Вы стали участником федеральной программы «Земский учитель»?

- Я никогда не участвовал в конкурсах такого масштаба, даже в лотерею никогда не выигрывал. Меня привлекла финансовая поддержка программы, и поэтому решил поучаствовать. К тому же я человек холостой, поэтому хотелось в жизни что-то поменять. Сдал пакет необходимых документов и стал участником проекта. Огромное спасибо специалистам Коми республиканского института развития образования, которые принимали документы и все хорошо объяснили, а также жюри, где были представители Министерства образования и молодежной политики Республики Коми. Я убедился, что у нас есть честные компетентные люди, которые умеют объективно оценивать конкурсантов. Значит, это действительно по заслугам.

- Вы уже куда-то потратили полученные деньги?

- Я потратил их на улучшение жилищных условий.

- Какое впечатление произвело на Вас село Богородск? Как Вас принял коллектив школы, жители села?

- До этого я никогда не был в Богородске, и поэтому я здесь был человек новый. Люди в основном доброжелательные. И впечатления только хорошие. Меня очень радушно встретила директор школы Мария Валентиновна Мишарина. До приезда несколько раз с ней созванивался. Она рассказала о школе, коллективе и учащихся. Мария Валентиновна также нашла мне очень хорошее жилье, где я до сих пор живу. Мне повезло с хозяйкой дома: Валентина Викторовна Павленко, ветеран педагогического труда, хороший, доброжелательный человек. Много лет она проработала в школе, а сейчас на заслуженном отдыхе. Валентина Викторовна, ее дети и внуки очень хорошо ко мне относятся, всегда готовы помочь.

Я человек православный, и меня так же хорошо встретили в местном храме. Сразу же окружили заботой. Настоятель храма отец Александр тоже всегда готов оказать помощь. Коллектив школы меня во всем поддерживает, родители относятся с уважением.

Дети в основном доброжелательные, открытые, идут на контакт. В этом заслуга и родителей, и, несомненно, всего коллектива учителей. Ведь чтобы в школе были такие учащиеся, тоже надо потрудиться.

- Может быть, задумывались над тем, чтобы вести здесь свое небольшое хозяйство?

- Я веду уроки русского языка в 7-11 классах. После уроков надо еще тетради проверять, готовиться к следующим занятиям. Нет времени на увлечения. Например, я бы с удовольствием попутешествовал, но, увы… Хозяйство же требует много времени.

- Столкнулись ли с какими-то трудностями на новом месте?

- Особых трудностей в профессиональной сфере нет. У меня есть свой кабинет, оснащенный мультимедийным оборудованием. Учебные пособия в достаточном количестве. Конечно, сельская школа не может сравниться с городской по уровню оснащения. Но все необходимое для работы в ней есть.

- На сегодня каковы основные задачи учителя русского языка и литературы?

- Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является формирование функциональной грамотности. К учителю современные требования таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Учит школьника добывать знания собственными усилиями. Учащиеся сейчас сами должны проявлять свою активность. Даже цели урока школьники ставят сами с моей помощью, конечно.

- Какие формы урока используете?

- От лекционных форм мы уже давно отошли. Сегодня уже более используются игровые формы обучения, которые позволяют сделать уроки интересными и увлекательными, а также вносят разнообразие и интерес к учебному процессу. Ребятам интересны уроки-диспуты, уроки-соревнования, уроки-путешествия. Учитель руководит, направляет. Доля самостоятельности ученика в учебной деятельности достаточно большая, что повышает качество образования и делает знания учащихся более прочными.

- Чему посвящаете Вы свободное время?

- Хотя особо свободного времени нет, но я нахожу время для занятий в коллективе «Шудлун». Вместе с коллективом участвую в различных концертах. Еще я люблю путешествовать, побывал уже во многих городах: Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, на Валааме… В основном путешествую как паломник.

- Какие награды у Вас есть?

- Есть Почетные грамоты от администрации школы, а также Благодарность от Министерства образования и молодежной политики Республики Коми за хорошую подготовку школьников к республиканской олимпиаде по русскому языку.

- Какие у Вас профессиональные планы?

- Строить какие-то масштабные планы, учитывая нынешнюю ситуацию в нашей стране, нет смысла. А в ближайших планах – дальнейшее самосовершенствование через курсы повышения квалификации.

- Что посоветовали бы тем людям, которые имея возможность стать «земским учителем», боятся каких-то несущественных обстоятельств, перемен и т.д.?

- Я посоветовал бы не бояться трудностей и перемен. Возможно, это не станет лучшим решением в вашей жизни, но новый опыт будет бесценен.

Александра ДОРОНИНА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

50